Лицевое шитье Картины вышитые золотом Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы. На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами.
Лицевое и золотное шитье история.
Как раньше расшивали ткани, с какого века возникло это шитье?
Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства.
Древняя Русь, издавна связанная с Византией дипломатическими и торговыми договорами. Русь была одним из мест, куда в течение столетий поступали из Византии памятники ее искусства.
Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена.
И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды. Церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства, привозимые из Царьграда.
Лицевое шитье Картины вышитые золотом
С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим издревле орнаментальным шитьем. Стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье.
Содержанием произведений лицевого шитья являлись библейские и евангельские сюжеты, а также лики святых и сцены их житий.
Предметами лицевого и золотного шитья были плащаницы. Покровы на гробницы святых, подвесные пелены, хоругви, воздухи и судари. Завесы царских врат, походные и домашние иконостасы, облачения духовенства.
Дошедшие до нас памятники лицевого шитья, выполненные русскими мастерицами, являются произведениями высокой культуры. В картинах сочетались талант художника и тонкий вкус, духовное богатство, исполнительское мастерство вышивальщиц. «Живопись иглой» — так назвал это искусство один из его исследователей.
Лицевое шитье, возникнув внутри византийского региона, на Руси вобрало в себя и богатые традиции славянской культуры языческой поры. С ее радостным, красочным звучанием, привнесло свое самобытное, напоенное национальным звучанием слово.
Рисунок для вышивки обычно делали художники – иконописцы.
На Руси XVI-XVII вв. их называли знаменщиками, травщиками, словописцами. В Греции, на Афоне и в др. центрах вышиванием занимались не только женщины, но и мужчины.
На Руси – только женщины. Фоном для вышивки служили однотонные ткани – камка, тафта, шелк, атлас, — под которые для крепости подкладывали холст или хлопчатобумажное полотно. Личное* (обнаженные части тела и лик) шили на проем гладьевыми швами (атласным и в раскол).
Серебряные и позолоченные (золотные) нити были: пряденые, волоченые, сканые.
Ими шили «на проем» (в раннее время), но чаще – «в прикреп», иногда по настилу из толстых льняных или х/б нитей, и пришивали цветными шелками, создающими при этом разнообразные швы и узоры.
Мастерские художественного шитья- «светлицы» имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.
Во главе такой мастерской стояла сама хозяйка, нередко принимавшая непосредственное участие в работе. В зависимости от материального и служебного положения главы дома составлялся «штат» мастерской, иногда насчитывающий до 100 мастериц. В светлицах цариц вышиванием занимались жены и дочери служилых людей во главе с боярынями, а у служилых и торговых людей – простые крестьянки.
Мастерицы специально обучались художественному шитью, их труд ценился высоко.
Недаром Иван Грозный забирал в дворцовые светлицы искусных вышивальщиц у опальных или казненных им бояр. А в одной из повестей XVII в. рассказывается, что окольничий Василий Волынский, человек недалекого ума, получил в управление Посольский приказ не только благодаря угодничеству и лицемерию, но и высокому искусству вышивальщиц своей супруги.
Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси.
При этом применялся привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг. И более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках, известно более 60 «жемчужных» рек.
Лицевое шитье
Памятников русского лицевого шитья XII-XIV вв. известно сравнительно немного.
В музеях Москвы, Чернигова, Киева хранятся интересные фрагменты женских одежд и головных уборов, найденные при археологических раскопках.
Красотой травных узоров отличаются поручи Варлаама Хутынского – сохранившийся памятник лицевого и орнаментального шитья XII в.
Известны также Пелена запрестольная и Распятие с предстоящими, относящиеся к новгородскому шитью последней четверти XII в.
Эти памятники имеют утраты древнего фона и шитья в личном и золотном шитье.
Лицевое шитье середины – второй половины XIII в. неизвестно.
Опустошительное вторжение татар на русские земли нанесло непоправимый ущерб развитию культуры и искусства.
Незначителен вещевой материал и XIV в. Представление о них дают лишь несколько уцелевших памятников. Это облачения первых московских митрополитов Петра и Алексея – саккосы, епитрахили, поручи. Наиболее ранним из них является саккос митрополита Петра 1322 г. Сшитый из лазоревого византийского атласа с золотыми ткаными крестами, он по зарукавью и оплечью украшен дробницами, обнизанными жемчугом.
Интересен саккос митрополита Алексея, выполненный в 1364 г. с использованием дробниц, жемчуга, изображением птиц и древа жизни. Как и в произведениях XII в., наблюдается переплетение христианских символов с языческими: изображения христианских святых на дробницах в окружении языческих идеограмм.
В XV в. большого расцвета достигло шитье разноцветными шелками («живопись иглой»).
Например, икона Дмитрия Солунского вышитая на малиновой тафте, напоминает икону А. Рублева. Фигура полна грации, хрупкости.
Лицевое шитье 15 -16 веков
Для большинства древнерусских памятников шитья XV в. при их необыкновенной живописности характерны локальные цвета шелков, иногда в довольно смелых сочетаниях. В этих традициях была вышита пелена с изображением Смоленской иконы Божией Матери, 1465 г. в мастерской великой княгини Марии Борисовны (собрание Московского Кремля). Гармонична по цветовому решению, композиции и искусному исполнению многофигурная пелена «Церковная процессия», 1498 г., созданная в великокняжеской мастерской Елены Волошанки.
Лицевое шитье начала – середины XVI в. продолжает традицию живописности с использованием разноцветных шелков. Разнокрасочные светлые, яркие и ясно видные прикрепы смягчали блеск золота. Смешивались с ним, и давали яркую, определенную узорность.
Большую художественную ценность второй половины XVI в. представляют собой работы мастерской удельной княгини Евфросинии Старицкой. Являющие высокое мастерство вышивальщиц и художников — знаменщиков. Плащаницы работы этой мастерской отличает монументальность, многофигурность, деталировка, красочность, выражение человеческих переживаний.
В XVI в. все еще продолжает жить и древняя языческая символика.
Она встречается в церковных и в бытовых предметах. Например, женский головной убор – волосник – из погребений цариц в кремлевском Вознесенском монастыре. Это – вязаная шапочка, на очелье которой по красному шелку золотой нитью вышит повторяющийся рисунок – «древо жизни» — со стоящими по бока «инрогами». Ниже – узкая полоса орнамента из растительных побегов. Единорог считался на Руси символом плодородия, он был также личным знаком Ивана Грозного, на его печатях и др. предметах.
Нередко мотив для вышивки давали мастерицам наблюдения над окружающей природой и произведениям других видов искусства. Это, например, саккос митрополита Дионисия (1583 г.), шитый в кремлевских мастерских по приказу Ивана Грозного. Саккос – из редчайшего золотного турецкого атласа – украшен жемчужным шитьем, в котором узор в виде звездочек-снежинок сочетается с каймой из «византийской плетенки».
Надписи в шитых изделиях имели не только смысловое значение, но играли и художественную роль. Вышитая на кайме надпись создавала своеобразную рамку для изображения, законченность всей композиции. Мастера — словописцы старались сделать надпись как можно красивее, буквы соединялись одна с другой, как бы «вязали». Такая вязь смотрелась нарядным узором.
Лицевое шитье золотное шитье 17 века
Золотное шитье XVII в. отличает вкус к пышности, стремление к сложной узорности. Задача передать вышивку в виде металлической поверхности. Все свойственно школам этого периода, начиная от Годуновской (конец XVI – начало XVII) и до провинциальных мастерских. Которые подражали царским и столичным произведениям. Шитая вещь уже явно подражает металлу – золоту, а обильная отделка жемчугом и драгоценными камнями делает ее скорее ювелирным изделием.
Своеобразным направлением русского искусства в XVII в. явилось стремление в шитье подражать золотым окладами и дорогим привозным тканям.
Узоры заимствовались из восточных или западноевропейских тканей. В музеях Кремля сохранилось несколько фрагментов вышивок, имитирующих драгоценные ткани. Среди них – полоса черного бархата с вьющимися по нему стеблями и плодами граната, шитыми золотыми и серебряными нитями. Вышивка имитирует турецкий золотный бархат XVII в. Выполнение таких тканей стоило тогда значительно дешевле, чем приобретение драгоценных заморских тканей.
Ведущей становится мастерская «именитых людей» Строгановых – солепромышленников, купцов, крупнейших землевладельцев. Из простых людей они поднялись до звания «гостей» (членов высшей, привилегированной корпорации купцов).
Возникновение искусства лицевого шитья в Сольвычегодске связано с именем Никиты Григорьевича Строганова. Все шитые работы были его вкладами не только в их домовые храмы в Сольвычегодске и пермской области, но и поступали в крупнейшие храмы и монастыри по всей Руси.
Строгановские мастерские существовали с конца XVI в. и до начала XVIII в. Это была последняя школа подобного масштаба, во многом определившая развитие лицевого шитья в XVII в., которое было тесно связано со средневековым мировоззрением и с самим укладом жизни. Поэтому история лицевого шитья, несмотря на попытки его возрождения, закончилась в начале XVIII вв.
Основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии
Все основные иконографические типы Русь унаследовала от Византии: те же типы Божией Матери, евангельских сцен, ветхозаветных композиций. Греческие художники, попадавшие на Русь, привозили с собой книги образцов. На Руси до XIV в. не было бумаги, пергамент – дорог,с которых русские мастера делали копии (списки).
Так можно объяснить быстрое распространение иконописи в Киевской Руси.
Образцами — прорисями пользовались и Рублев, и Дионисий. Но их отношение к образцам было более свободным, чем в XVI – XVII вв., когда церковь и государство установили централизованный контроль за иконописью.
В XVII в. начали появляться собрания выполненных на бумаге прорисей (иконописные подлинники), – и это стало законом.
Известны памятники золотного и лицевого шитья, которые являлись вкладами великих князей, царей, князей и бояр в различные монастыри. Например:
— пелена св. Кирила Белозерского. Вклад великого князя Василия III и Саломонии Сабуровой в Кирилло-Белозерский монастырь. Это – моление о «плоде чрева», с которым великий князь Василий III и его жена Саломония Сабурова ездили по монастырям.
— покров св. Кирилла Белозерского, 1553 г.. Вклад царицы Анастасии Романовны: болезнь Ивана Грозного, смерть младенца Димитрия.
— «въздух большой» ,1565 г. – вклад старицы Евдокии (Евфросинии Старицкой) в Кириллов монастырь.
— надгробный покров св. Кирилла Белозерского царицы Марии Нагой. Вклад 1592 г. по царевиче Димитрии в годовщину его смерти. В это время Мария Нагая была уже старица — инокиня Марфа Никольского монастыря на Выксе;
— пелена «Великомученица Ирина» к. XVI в. Вклад царицы Ирины Федоровны Годуновой.
— воздух «Спас во гробе» и 2 покровца — «Се Агнец» и « Богоматерь Знамение». Вклад 1654 г. И. А. Голицина в Кирилло-Белозерский монастырь по шурину Телятев- скому.
— воздух «Положение во гроб», 1644 г. Вклад Ф.И.Шереметьева в Афанасьевский монастырь в Москве.
Из чего делали материалы?
Во всех дошедших до нас произведениях были использованы дорогие привозные материалы. Это — шелковые ткани, золотные, серебряные и разноцветные шелковые нити. Также жемчуг, драгоценные камни, золотые и серебряные дробницы, а позднее – канитель, поэтки, трунцал.
Как готовится рисунок для шитья?
Высокие художественные достоинства произведений, наличие на них прекрасно выполненных литургических и вкладных надписей говорит об участии в их создании, кроме мастериц-вышивальщиц профессиональных художников. Упоминание о которых встречается в исторических документах XVI – XVII вв.. Там имена знаменщиков сюжетных изображений, знаменщиков-орнаменталистов («травщиков») и знаменщиков –«словописцев». Р
исунок делался либо сразу на ткани, либо переносился методом «препороха». В настоящее время используются канонические прориси. Рисунок с которых переносится иногда вышеуказанным способом. Но чаще – с использованием копировальной бумаги, тонкого шила или иглы, а также — стола со стеклянной столешницей и лампы.
– Можно ли повторить нитками то, что так сложно повторить красками, как это достигается?
Действительно, трудно представить, чтобы шитая нитками работа могла бы быть на уровне работ великих мастеров кисти и красок.
Но следует посетить ризницу Троице-Сергиевой Лавры, Патриаршие палаты московского Кремля, Новодевичий монастырь, Русский музей. Чтобы убедиться в том, что памятники лицевого шитья на Руси являются художественными шедеврами.
В последние десятилетия XX века возникло стремление возродить старинное искусство, и теперь на ежегодных выставках можно увидеть много замечательных работ золотного и лицевого шитья, где бывают представлены работы со всех концов страны. Надо иметь в виду, что «живопись иглой» имеет определенные отличия от иконописи, например, в XVI в. лик шился двумя тонами, мало отличающимися один от другого, но имеющими определенные границы (полутон). В шитье полутон не растушевывается (как в иконописи), а имеет определенные границы, приобретая вид полос более темного цвета.
Больших высот достигло искусство вышивки шелковыми нитками и мулине светских работ. Есть мастерицы, которые повторили нитями шедевры Шишкина. Где сосновый лес наполнен солнцем, и играет каждая травинка.
Леонардо да Винчи — Дама с горностаем. Где переливается тончайшими оттенками шелковистый мех зверька и тонкая ткань одежды.
Натюрморт старинной серебряной посуды неизвестного художника, — понять, что это не краски, а нитки можно, только приблизившись вплотную к работе.
Можно перечислять еще очень много – это и портреты, и пейзажи, и натюрморты, и т.д. – и радоваться тому, как талантлив наш народ.
Если в древности работа мастериц в светлицах и монастырских мастерских была их основным трудом, то посмотрите, как наша современница совмещает работу, подработку, заботу о семье и детях, учебу и кропотливый труд шитья! Сколько терпения, упорства стоит за этим кажущимся со стороны немудреным занятием. Достаточно сказать, что вышить один квадратный сантиметр золотом или шелком составляет 1-2 часа.
Есть мастерицы, для которых это единственный путь содержать семью. Другие шьют во славу Божию для храмов, как моление о здравии, устроении жизни, упокоении своих близких.
– Шитье – это просто шитье или ему должна предшествовать определенная подготовка?
В отличие от работы иконописца или художника возможность приступить к обучению золотному и лицевому шитью не предполагает наличие у учащихся специальных талантов. Освоение техники шитья — долгий и кропотливый труд. Требует терпения и целеустремленности, и при наличии этих качеств ею может овладеть каждый.
Чтобы шитье не было ремесленничеством, нужны знания в более широком плане. Это и освоение символов в иконописи. Понимание символического значения цвета, это и знание истории развития некоторых направлений и школ (мастерских). Знание и умение анализировать содержание и художественные особенности памятников лицевого шитья. Все это по мере возможности осваивают учащиеся в процессе учебы.
– Какие элементы и этапы самые сложные, какие вообще есть этапы у шитья?
Здесь мы поговорим о работе над образом святого.
Рассказывая о схеме работы, остановлюсь только на основных технических этапах. Подразумевая, что человек должен прежде хорошо изучить житие этого святого. Молитвенно обращается к его помощи.
После того как по благословению батюшки человек приступает к шитью образа, следует ряд подготовительных этапов.
На натянутую на пяльцы подтонированную ткань переносится рисунок с прориси.
Затем его следует обшить шелковой нитью по контуру, прошить черты лика.
Должно быть продумано, в стиле какой эпохи будет выполнена работа.
Одной из самых сложных задач является подбор цвета шелковых и золотных нитей, которые должны сочетаться между собой и с цветом ткани, на которую будет перенесена потом работа.
Поэтому делается ряд пробных образцов, на которых отрабатывается выбор как нужных тонов золотных и шелковых нитей, так и виды прикрепов и цвета нитей для них.
Порядок выполнения образа таков:
сначала шьется все доличное — фон (свет), нимб, облачение, ландшафт и архитектура, если они есть, — затем шьется личное.
Наконец, работа должна быть поименована, проклеена с обратной стороны и после просушивания перенесена на красивую шелковую или бархатную ткань.
Древнерусское лицевое шитье. Из истории
Из истории древнерусского лицевого шитья известны многие мастерские XV – XVII вв., из которых вышли замечательные работы художественного шитья.
Это мастерские Вознесенского монастыря Московского Кремля.
Княжны Анны – дочери вел. князя Ивана III.
Великих княгинь Марии Борисовны, Софьи Палеолог и Саломонии Сабуровой.
Цариц Анастасии Романовны, Ирины Годуновой
Удельной княгини Евфросинии Старицкой.
«Именитых людей» Строгановых .
Каждая из них имела свои особенности, свой стиль и характер.