Золотное шитьё в истории России

Золотное шитьё — это, пожалуй, в истории России самая дорогая и элитная техника ручной вышивки. Такая работа осуществляется  металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.

Золотное шитьё

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э.
Согласно преданию, оно возникло в Пергамском царстве на северо-западе Малой Азии. Оттуда пришло к римлянам.
Некоторые писатели приписывают фригийцам  изобретение вышивания золотом.
Фригийское царство было основано ещё во 2 тысячилетии до н.э.  

По искусству исполнения самые лучшие вышивки  были фригийские. Римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio».

В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити.

Самые древние нити – волоченные, из золота и серебра.
Для их создания металл расплющивали молотом в тонкие листы, которые пропускали между двумя валами для придания большей гибкости и мягкости.
Затем эти листы разрезали на узкие полосы.  Полосы проволакивали через всё более уменьшающиеся отверстия. Постепенно вытягивали до толщины волоса.
Золотые нити могли быть в сечении
  • круглыми (“волока”).
  • Гранеными (“волока”, “грань”).
  • Плоскими (“бить”).

Золотное шитье в прикреп золотными прядеными нитями и блестками по малиновому бархату. Костюм женский праздничный сарафан, рубаха, епанечка с шитьем. Первая половина XIX в.. Кокошник с золотным шитьем

Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья.

Все они объединены одной особенностью, обусловленной особой фактурой используемых в работе нитей. Нити крепились поверх ткани, не протаскиваясь сквозь нее, — иначе, “вприкреп”.
Техника “Вприкреп” – золотая нить укладывается на лицевой стороне ткани.

Закрепляется шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.

Читайте также  Вышивка канителью

Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов:

Нити располагали в разных направлениях на плоской поверхности.

Узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.

В наше время технология изменилась.

Для золотного шиья используют металлизированные нитки и шнур. Шёлк или “ирис”.  Результат всё равно выглядит роскошно.
Золотые и серебрянные  нитки не только крепить поверх ткани, не протаскивая сквозь нее.
Вышивать через отверстия в ткани и даже использовать швейную машинку, при этом вышивка все-равно считается “ручной механизированной”, а не машинной

Золотное шитьё История

Золотное шитье пришло на Русь из Византии. Византийская императрица Феодора  (500-548 гг н.э.) со свитой в одежде с золотым шитьем. Мозаика San Vitale a Ravenna. 547 год

В XII веке изготовляли сложные нити, состоящие из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой.

Другие разновидности сложных нитей создавали из металлической и шелковой или льняной нитей. Их, в зависимости от металлической составляющей, называли:
  • “золотными” (золото и серебро)
  • “мишурными” ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).
Сканую нить изготавливали, навивая волоченную нить на крашеную шелковую. Накручивали с просветами, так что основа оставалась видной, отчего скань называли еще “редко спряденным золотом”.
Цветовой оттенок такой нити зависел от цвета основы.
Чаще всего для нее использовали желтый шелк, чтобы нить напоминала золото, но основа могла быть и другого цвета.
У пряденой нити на шелковую или льняную основу навивали волоченную нить или бить так, чтобы просветов не было, отсюда ее другое название – “круто спряденное золото”.
Явление Богоматери Сергию и праздники. Пелена. 1525 г. Бархат (древний фон утрачен), шелковые, золотые и серебряные нити, жемчуг, рубины; шитье. Вклад великого князя Василия III и великой княгин Соломонии Сабуровой.

На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. На Руси золотошвейные работы выполнялись  первоначально  в монастырях.

Читайте также  Лицевое шитье Картины вышитые золотом
      В.А. Тропинин — Золотошвейка (1826)

 

Искусство русских золотошвеек занимает видное место в народном творчестве. Этот вид искусства известен по памятникам материальной культуры Древней Руси.

Мастерская лицевого и золотного шитья — традиция русских монастырей. Ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась для создания церковных завес,  церковных облачений, богослужебных наборов, закладок для Еванглия.

Церковная вышивка

На Русь искусство церковного шитья прнишло вместе с христианством.  Церковной вышивкой на Руси занимались в женских монастырях, в царских и великокняжных домах. На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские.

Обучение мастерицы длилось около семи лет.

Мастерство рукоделия русских золотошвей достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны

Умение шить золотом в прежние времена ценилось дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. На сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и мастерских при Храмах

Церковная вышивка не только ремесло, но и особый род церковного искусства, требующий от специалиста хорошей искусствоведческой и богословской подготовки. Вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья, но также понимать место вещи в храме

Светское золотное шитье

В XV в. золотое шитьё стали применять не только для церковной одежды и утвари, но и для украшения одежды богатого люда.

На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – “светлицы”, где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские “светлицы”, которые в конце XVI в. получили название “царицыных светличных палат”

Читайте также  Торжокское золотное шитьё

В начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено местное производство  золотых и серебряных нитей и канители, сначала немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики.

Слева: Фелонь. 1544 г., XVII в. Золотный атлас, камка, жемчуг, стекла, шелковые и золотые нити; шитье. Вклад князя Петра Щенятева.
В центре: Стихарь. 1635 г., 1646 г. Турецкий золотный бархат, атлас, бирюза, металлические блестки, серебряные золоченые нити (канитель); шитье
Справа: Фелонь. Санкт-Петербург. Середина XVIII в. (до 1757 г.)

 

Оцените статью
Добавить комментарий