Торжокское золотное шитьё. Традиционная русская золотная вышивка получила широкое развитие в городе Торжок Тверской губернии. Сохранилась до настоящего времени в форме традиционного художественного промысла.
Первое упоминание об узоре из сверкающих металлических нитей относится к XIII веку. Вышитые золотом кожаные лоскутки, выполнявшие роль денег, были найдены при раскопках на территории Торжокского Кремля.
В XVI и XVII веках искусницы щедро украшали шитьем одежду, головные уборы, пояса, рукавицы, обувь, предметы церковного обихода. Особенно славились и ценились изделия из кожи и сафьяна с узором из золотых и серебряных нитей.
Головной убор золотное шитье | |
Одежда с золотной вышивкой | |
Пояс боярский шитый золотом | |
Рукавицы торжокский музей золотного шитья | |
Обувь с золотной вышивкой | |
Церковные предметы |
Торжокское золотное шитье. История
А.С. Пушкин покупает здесь в ноябре 1826 года пояса в подарок для княгини Вяземской. О золотошвейных торжокских туфлях упоминает Л.Н. Толстой в романе «Война и мир».
О живописном наряде девушек из этого тверского города говорит в своем дневнике А.Н. Островский, посетивший его в 1856 году.
В Торжке шло массовое изготовление народных праздничных костюмов и головных уборов с драгоценной вышивкой. Торжокское золотное шитьё было известно далеко за пределами России.
Так золотошвеи выставляли свои изделия на лондонских биржах в 1851 . А на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 году изделия торжокских золотошвеек получили медаль.
Мастерицам торжокского золотного шитья не раз поручалось украшать узором из сверкающих нитей царские облачения, платья знатных дворянок.
Так, во второй половине XVIII столетия золотыми травами и звездами было расшито парадное и мундирное платье Екатерины II
Мундирные платья Екатерины II
По традиции, зародившейся в XVIII веке, монархи регулярно надевали военную форму. Однако большую часть того же века российский престол занимали женщины.
И при императорском дворе возникло такое специфическое явление, как дамские мундиры. Екатерине II, которая их и ввела, подобные платья помогли создать образ не просто императрицы, но и командующей войсками.
До наших дней сохранилось шесть экземпляров мундирных платьев Екатерины, однако, возможно, их было больше
Судя по дворцовым записям, называли их просто «мундирами» или «длинными мундирами». Каждый соответствовал определенному полку.
Костюм мундирный императрицы Екатерины II по форме адмирала российского флота Наряд расшит золотыми и серебряными нитями
В 1855 году торжокские золотошвеи готовили порфиру с гербами к коронации Александра II.
Коронация Александра II
26 августа 1856 г. в Москве состоялась коронация вступившего на российский престол императора Александра II.
Профира. Золотное шитье
Мундиры с золотым шитьем и роскошные экипажи придавали Тверской улице «вид золотой реки».
Исторические регалии Российского государства
До нашего времени в музеях Московского Кремля и в Алмазном фонде сохраняются многочисленные регалии древней России. Они представляют все этапы развития монархической власти с XIII до начала XX столетия. Коллекция содержит образцы многих художественных стилей и ювелирных школ России
Золотошвейное искусство Торжка. Конец 19 века
К концу XIX века искусство- Торжокское золотное шитьё — передаваемое из поколения в поколение, стало постепенно забываться.
Вследствие изменения моды и из-за высокой стоимости золотной вышивки спрос на торжокскую вышивку значительно снизился, и промысел, да и искусство золотного шитья в целом переживали значительный упадок.
Заботу о сохранении традиции золотного шитья взяла на себя новоторжокская земская управа, открывшая в 1894 году учебно-показательные мастерские и обеспечившая сбыт изделий.
Большую роль в развитии промысла сыграла А.Н. Пашкевич, художник кустарного отдела земства, преподававшая в учебной мастерской композицию и рисунок для золотошвейных и кружевных изделий.
И тут необходимо сказать о человеке, благодаря которому торжокское золотное шитье существует и по сей день.
Это потомственный дворянин, член Земской управы Торжка Дмитрий Дмитриевич Романов.
Был он человеком широко образованным и страстным патриотом родного края. В 1894 году он создал и лично возглавил при Земстве кустарный отдел, занимавшийся развитием народных промыслов.
В 1899 году стараниями Романова была открыта учебно-показательная золотошвейная мастерская. Здесь опытные вышивальщицы обучали молодых девушек искусству золотного шитья.
«Жил у нас в Торжке Дмитрий Дмитриевич Романов, хороший человек. Именьице у него маленькое, находилось неподалеку. Образование он получил в Париже, видишь ли… Работал он в земстве и рассуждал очень даже по тем временам смело… Золотым шитьем интересовался.
Нам давал добрые советы: «Вы, говорит, про торжокские приемы не забывайте и у природы учитесь — она щедра и на узоры, и на краски»…
Дмитрий Дмитриевич предложил: «Надо при Земстве создать кустарный отдел. Пусть златошвеи сдают туда свою работу, чтобы никто их трудовой копейкой не попользовался». Так и поступили в 1894…».— вспоминала много лет спустя торжокская мастерица-золотошвейка Клавдия Яковлевна Кротовая.
Торжок. Золотошвейные мастерские после Октябрьской революции
Учебно-показательные мастерские продолжали свою работу и после Октябрьской революции. В 1923 году на их базе была основана профтехшкола для подготовки инструкторов по вышивке. В 1928 году ее выпускники объединились в торжокскую золотошвейную артель имени 8 Марта.
Торжокская золотошвейная артель имени 8 Марта преимущественно выпускала знаки отличия для Красной армии. В небольшом количестве традиционные изделия тюбетейки, бювары, декоративные подушки, сумочки.
Сумочка
Узоры подобных изделий сохраняли мотивы золотных вышивок XVII—XVIII столетий. В конце 1940-х — начале 1950-х годов в растительные узоры, стали вводиться элементы советской символики звезды, серп и молот и т.д.
На предприятии, преобразованном в 1960 году в фабрику, выпускались знаки отличия Советской армии и малыми тиражами закладки, панно, очешники и т.д.
Золотошвейное искусство и современность
И сегодня на предприятии, которое теперь называется «Торжокские золотошвеи», по-прежнему создаются уникальные произведения искусства. Например, в 2015 году Президент России В.В.Путин преподнес в дар Папе Римскому Франциску панно с изображением храма Христа Спасителя, сделанное руками мастериц из Торжка. Так золотая нить творчества протянулась от Кремля до Ватикана.