Вышивка золотыми нитями — это древнее искусство, которое возникло в разных странах Европы. Это искусство до сих пор сохраняет свою привлекательность и изысканность. Вышивка золотыми нитями использует металлические нити, которые придают изделиям блеск и роскошь. Золотная вышивка применялась для украшения одежды, аксессуаров, предметов интерьера и религиозных атрибутов. В этой статье мы расскажем о золотой вышивке европейских странах. Мы узнаем об истории, технике и традициях этого уникального вида вышивки
Золотное шитье как редкое и ценное ремесло
Узнайте об этой изысканной старинной технике вышивки
Золотое шитье — это вид вышивки с использованием металлических нитей. Древняя техника, восходящая к временам, когда драгоценные ткани и нити проделывали путь с Востока на Запад по метко названному Шелковому пути, в последние десятилетия переживает возрождение.
В золотом шитье металлическая нить играет со светом и придает вышитому изделию красивые качества, а ткани — дополнительную жесткость.
Goldwork — это искусство вышивки с использованием металлических нитей. Она особенно ценится за то, как на ней играет свет. Термин «золотое шитье» используется даже в тех случаях, когда нити имитируют золото, серебро или медь. Металлическая проволока, используемая для изготовления нитей, никогда не была полностью золотой. Это всегда было серебро с золотым покрытием или более дешевые металлы. Даже в этом случае «золото» часто содержит очень низкий процент настоящего золота. Большинство металлических нитей выпускается не только в золотом, но и в серебряном. Иногда и в медном исполнении; некоторые из них могут быть и цветными.
Золотое шитье: от азиатских корней до европейского искусства
Золотое шитье первоначально возникло в Азии и используется уже не менее 2000 лет. В Средние века его использование достигло необычайного уровня мастерства. Тогда в Англии был разработан стиль под названием Opus Anglicanum, который широко использовался в церковных облачениях и подвесках.
Вышивка золотыми нитями в технике Opus Anglicanum
Opus Anglicanum (лат. «Английская работа») — это вид вышивки, который процветал в Англии с XII по XIV век и отличался высоким качеством и мастерством.
Opus Anglicanum использовал золотые и серебряные нити на богатом бархате. Или льне для создания изображений религиозных или светских сюжетов на одежде, покрывалах или других текстильных изделиях. Такая вышивка пользовалась большим спросом во всей Европе и часто служила дипломатическим подарком.
Особенности техники Opus Anglicanum
Одной из особенностей техники Opus Anglicanum была живость и выразительность фигур, которые вышивались цветными шелковыми нитями на золотом фоне. Для моделирования лиц и тел использовались разделенные стежки, работанные спирально, чтобы создать эффект объема и рельефа. Также в вышивке присутствовали мелко наблюдаемые птицы и животные, явно основанные на современных животных рисунках.
Вышивка золотыми нитями Вышитый переплет.
Самым ранним примером существующей вышитой книги по предположению историков является, рукописная английская Псалтирь. Написанная в тринадцатом веке.
На верхней стороне очень очаровательный узор Благовещения, а на нижней — еще один Распятие. В обоих случаях земля обработана тонкими золотыми нитями, «выложенными» зигзагообразным узором. Остальная часть работы очень тонко выполнена расщепленным стежком. С помощью которого можно сделать кажущиеся непрерывными линии. Причем каждый последующий стежок начинается немного внутри того, что непосредственно предшествует ему. В некоторых местах получается очень тонкая цепочка. — стежок. Линии этой работы не следуют сеткам полотна или холста. Как это чаще всего бывает при книжной работе на таком материале. А свободно изгибаются в соответствии с линиями и складками рисунка .
Применение вышивки Opus Anglicanum
Opus Anglicanum применялся в основном для литургических предметов, таких как плащи, хасубы и орфреи, или для украшения алтарей, святынь или других церковных принадлежностей. Светские примеры, известные в основном только из современных инвентарей, включали различные типы одежды, уборов для лошадей, обложек для книг и декоративных покрывал.
Вышивка золотыми нитями: истоки и распространение
Эта техника, когда золотые нити вплетаются в ткань, имеет свои корни в Азии, где она известна более двух тысяч лет. Археологи нашли следы ее в Китае еще во времена династии Шан (примерно 1570-1045 гг. до н.э.), а точно она существовала при династии Восточная Хань (25-220 гг. н.э.).
В Рим она пришла скоро после 189 г. до н.э. из Пергама (ныне Бергама в Турции), где царь Аттал I организовал большие мастерские для ее производства. Такая ткань называлась “аттальской” по его имени, хотя он не был ее изобретателем, как утверждал Плиний Старший. Римские полководцы, консулы и императоры носили пурпурную тогу picta с золотыми узорами поверх туники palmata, также вышитой золотом.
После падения Рима золотая ткань стала атрибутом знати и церкви, украшая одежду, подвески и облачения. В Византии она играла большую роль в костюмах и религиозном текстиле, а также в униформах музыкантов и слуг. В эпоху неграмотности золотая ткань создавала сильное впечатление на зрителей своим блеском и торжественностью. Церковь использовала ее для подчеркивания святости, а короли — для демонстрации власти.
От Англии до Италии: развитие золотого шитья в Европе
История золотого шитья уходит далеко вглубь английской истории. Томас Елийский отмечает, что аббатиса Ели, святая Этельдрада, умершая в 679 г., была искусна в золотом шитье. Сделала для святого Катберта палантин и манипулу, богато расшитую золотом и украшенную драгоценными камнями.
Вышивание считалось уместным занятием для знатных женщин, как в монастырях, так и вне их.
Вышивка золотом на английском мундире
Технологию золотой нити переняли и итальянские ткачи.
Золотое шитье, Бельгия, XIX век
Вышивка золотыми нитями: путешествие в прошлое с Рози Тейлор-Дэвис
Средневековая вышивка была кропотливой и точной формой искусства, которую выполняли искусные профессиональные вышивальщицы, как мужчины, так и женщины, часами работавшие при свечах.
В этом фильме современная вышивальщица Рози Тейлор-Дэвис воссоздает деталь 700-летнего фрагмента английской вышивки.
Работая полностью вручную, она демонстрирует сложный процесс и мастерство средневековых вышивальщиц, создавших одни из самых красивых и сложных текстильных изделий Англии. На создание маленькой фигурки, воссозданной в фильме, у средневековой вышивальщицы ушло бы примерно 35 часов.
Первым этапом процесса является традиционный метод «отбрасывания»:
Рисунок рисуется на бумаге.
Прокалывается по линиям и прикрепляется булавками к основанию ткани до того, как наносится набросок (мелкий порошок, такой как древесный уголь). Рисунок на ткани в виде пунктирных линий.
Затем рисунок вышивается с использованием двух техник, которые были характерны для английской средневековой вышивки. Расщепленный стежок (показан здесь белой и цветной шелковой нитью), при котором игла протыкает нить предыдущего стежка. Создает тонкую линию, используемую для тонкого моделирования.
Детали; и кушинг с нижней стороны — техника, при которой декоративная нить (обычно серебряная или золотая) прикрепляется к основной ткани. Путем протягивания ее крошечными петлями через заднюю часть ткани. С помощью кушинговой нити, которая не видна на поверхности.
Вышивка золотыми нитями и мода
Это платье имеет происхождение из Португалии, и предполагается, что это было придворное платье, которое носили при португальском дворе.
Русское придворное платье
Елизавета 1
Французкое платье
Элиза Бонапарт, великая герцогиня Тосканская
Чтобы соответствовать строгим требованиям, установленным двором в Париже, придворное платье должно было быть украшено золотым ламе (тонкими полосками золота). Это платье, предназначенное для ношения при дворе Луи-Наполеона в Нидерландах. Выполнено «всего лишь» из позолоченной латуни. Сопутствующие шелковые чулки и туфли также представлены в этой галерее (Rijksmuseum).
Вещи, выполненные с этим искусным украшением, пользуются спросом и часто можно увидеть на подиумах высокой моды. Alexander McQueen, Dolce and Gabbana и Versace, среди прочих, включили в свои коллекции роскошные эффекты изделий из золота.
Вышивка золотыми нитями. Заключение
Вышивка золотыми нитями — это древнее и изысканное искусство, которое требует мастерства, терпения и внимания к деталям. Золотное шитье процветало в разных странах и культурах. Украшало одежду, облачения, подвески и другие предметы. Золотая вышивка имеет разные стили и техники. Они зависят от материалов, орнаментов, способов прикрепления нитей и эффектов света. Золотая вышивка по-прежнему практикуется современными мастерами, которые воссоздают старинные образцы или создают новые.
Вышивка золотом — это древнее и изысканное искусство, которое поражает своей красотой и мастерством. В разных странах и культурах золотое шитье имело свои особенности, стили и техники. В этой статье мы рассказали вам об истории и секретах золотого шитья. Показали примеры изделий, украшенных золотыми нитями. Если вы хотите увидеть больше, то обратите внимание на нашу таблицу, в которой мы сравнили золотное шитье в Англии, Италии, России, Франции, Испании и Германии. Вы будете в восторге!
Страна | Особенности золотного шитья |
---|---|
Англия | Opus Anglicanum — стиль вышивки золотыми нитями на бархате или льне, создающий религиозные или светские сцены. Расцветал в XIII-XIV веках. |
Италия | Производство золотых тканей началось после крестовых походов. Использовались для одежды, облачений, подвесок и других предметов. |
Россия | Золотое шитье известно со времен Древней Руси. Применялось для хоругвей, облачений, покровцов и других церковных предметов. Выделялись разные школы и мастерские золотого шитья. |
Франция | Вышивка золотом была популярна во Франции с XV века, особенно во время Возрождения. Вышивались одежда, облачения, подвески, обложки книг и другие предметы. Одна из известных техник — Or nué (Золотой оттенок) — была изобретена во Франции в XV веке. |
Испания | Вышивка золотом в Испании имела сильное влияние арабской культуры. Вышивались одежда, облачения, подвески, обложки книг и другие предметы. Использовались разные техники, такие как настилка, подшивание, пришивание и Or nué. |
Германия | Искусство вышивки золотыми нитями в Германии развивалась с XV века, особенно в городах Нюрнберг и Аугсбург. Вышивались одежда, облачения, подвески, обложки книг и другие предметы. Использовались разные техники, такие как настилка, подшивание, пришивание и Or nué. |
Популярные вопросы
Что такое вышивка золотыми нитями и как она возникла?
Вышивка золотыми нитями - это вид рукоделия, когда золотые или серебряные нити пришиваются к ткани, создавая различные узоры и изображения. Эта техника имеет древние корни в Азии, где она известна более двух тысяч лет. В Европу она пришла из Пергама (ныне Турция) во II веке до н.э. и стала популярной среди знати и церкви.
Какие технические приемы используются в вышивке золотыми нитями?
Для вышивки золотыми нитями требуются прочная ткань (бархат, шелк, сукно, кожа). Металлические нити, игла, шило и пяльцы.
Металлические нити предварительно нагревают для придания им пластичности. С помощью шила делают проколы в ткани для прохода иглы с нитью.
Существуют разные способы прикрепления металлической нити к ткани: выпуклая или плоская настилка, подшивание, пришивание.
Где можно увидеть примеры вышивки золотыми нитями?
Вышивка золотыми нитями сохранилась в музеях и церквях по всей России, Европе и Америке. Она украшает одежду, облачения, подвески, обложки книг и другие предметы.
В музее Виктории и Альберта в Лондоне можно увидеть знаменитые плащи Сайонский и Батлер-Боуденский, выполненные в технике Opus Anglicanum (Английская работа) в XIII-XIV веках.
В Метрополитен-музее искусств в Нью-Йорке есть коллекция религиозных вышивок из Европы и Азии.