Золотное шитьё — это, пожалуй, в истории России самая дорогая и элитная техника ручной вышивки. Такая работа осуществляется металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями.
Золотное шитьё
По искусству исполнения самые лучшие вышивки были фригийские. Римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio».
В истории золотого и золотного шитья практиковалось несколько технологических приемов изготовления нити.
- круглыми («волока»).
- Гранеными («волока», «грань»).
- Плоскими («бить»).
Издавна существовало несколько разновидностей техники золотого шитья.
Закрепляется шелковой нитью (либо в цвет металла, либо контрастной) при помощи различных швов.
Эффект золотого блеска создавался с помощью двух основных способов:
Узоры создавались на выпуклой поверхности с использованием бересты или картона.
В наше время технология изменилась.
Золотное шитьё История
В XII веке изготовляли сложные нити, состоящие из шелковой нитки, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой.
- «золотными» (золото и серебро)
- «мишурными» ( позолоченные или посеребрянные из меди, медно-цинкового сплава, олова, железа).
На Руси упоминания о золотошвейном искусстве встречаются в летописях, старинных документах, а также в отзывах иностранных путешественников, начиная с XI в., но особенно много описаний и даже изделий сохранилось с XV в. Изделия, относящиеся к этому времени, представляют собой различные церковные принадлежности (покровцы и покрова, пелены, плащаницы, завесы и пр.), а также иконы, шитые иконостасы, хоругви, знамёна. На Руси золотошвейные работы выполнялись первоначально в монастырях.
Искусство русских золотошвеек занимает видное место в народном творчестве. Этот вид искусства известен по памятникам материальной культуры Древней Руси.
Мастерская лицевого и золотного шитья — традиция русских монастырей. Ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась для создания церковных завес, церковных облачений, богослужебных наборов, закладок для Еванглия.
Церковная вышивка
На Русь искусство церковного шитья прнишло вместе с христианством. Церковной вышивкой на Руси занимались в женских монастырях, в царских и великокняжных домах. На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские.
Обучение мастерицы длилось около семи лет.
Мастерство рукоделия русских золотошвей достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны
Умение шить золотом в прежние времена ценилось дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. На сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и мастерских при Храмах
Церковная вышивка не только ремесло, но и особый род церковного искусства, требующий от специалиста хорошей искусствоведческой и богословской подготовки. Вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья, но также понимать место вещи в храме
Светское золотное шитье
В XV в. золотое шитьё стали применять не только для церковной одежды и утвари, но и для украшения одежды богатого люда.
На вышитых изделиях часто встречаются имена владельцев мастерских, которые свидетельствуют, что и при дворах князей, бояр, богатых торговцев уже существовали свои мастерские – «светлицы», где работали специально подобранные и хорошо обученные вышивальщицы. Ведущее положение с конца XV в. занимали московские великокняжеские «светлицы», которые в конце XVI в. получили название «царицыных светличных палат»
В начале XVII века в Москве при дворе впервые было заведено местное производство золотых и серебряных нитей и канители, сначала немецкими мастерами, а чуть позже появились русские волочильщики.